Идея этого упражнения родилась у меня в ответ на запросы типа “я не знаю, чем мне заняться” и “я не умею отдыхать”. За этими словами могут быть разные состояния: хроническая усталость, депрессия, выгорание, расстройства пищевого поведения, разного рода зависимости и так далее. Много что может нарушить человеческую способность хотеть и выбирать. Сильно уставший после работы человек берет пиво, садится на диван и включает телевизор - это все, на что у него хватает сил, единственное занятие, которое он умеет делать в таком состоянии. А придумать новое не так просто: нужно почувствовать желание, а потом найти форму, в которой это желание можно реализовать. Чем более истощена психика, тем сложнее чувствовать и выбирать, тем легче следовать многолетним привычкам - современное общество потребления под любую потребность предложит свой “фаст-фуд”.
Восстановление способности желать, выбирать, чем и как это желание удовлетворить - важная задача для психотерапии и для саморазвития человека. Промежуточным этапом на этом пути будет выбор из готового списка решений. Например, когда мы чувствуем голод и выбираем в кафе чем его можно удовлетворить из меню. У нас есть больше вариантов, чем привычный нам домашний рацион. Но это меню должно быть не бесконечным, иначе снова возникнет сложность с выбором. То же самое с вопросом “чем бы мне заняться”. Есть привычные нам занятия, и есть бесконечный мир возможных занятий, которые мы никогда не пробовали и о которых не знаем. Вечером после работы, в пятницу после рабочей недели, в первый день отпуска на планирование качественного отдыха может не быть сил. Я предлагаю заранее подготовить список готовых решений, из которых можно выбрать или ткнуть пальцем наугад.
У человека, который работает, обычно есть несколько стандартных периодов, когда у него есть время на какой-то отдых, развлечения или хобби: дорога с работы и обратно, перерывы на работе, вечер после работы, выходные дни и отпуски. У людей с детьми свое свободное время: сон ребенка, сады и школы, няни и бабушки, совместный досуг с ребенком или семьей. Перерывы в работе, вечерний отдых, отдых в выходные дни и регулярные отпуска - система отдыха, которая значительно снижает вероятность выгорания и хронического стресса, каждый элемент этой системы важен. Если отпуска люди обычно планируют заранее, то вот с еженедельным досугом дела обстоят сложнее. Поэтому именно еженедельным занятиям я и посвятил упражнение.
Откуда брать идеи? Я предлагаю три категории по времени: 20 минут (перерыв), 2 часа (вечер) и 8 часов (выходной). Теперь попробуем расширить этот обычный набор. Предлагаю несколько категорий для размышления: стоимость (бесплатно, дешево, дорого), физическая активность (нужно двигаться/не нужно), удаленность от дома (дома/близко/далеко), наличие людей (в одиночку, с другом, с группой), новизна (новое, знакомое), сезон (лето/осень/зима/весна). Вы можете дополнить это категориями, которые важны для вас.
Проведите исследование. Можно узнать у знакомых, друзей и родственников, а чем они занимаются по вечерам и в выходные дни, чем они занимаются в перерывах или по пути на работу. Посмотреть афишу мероприятий своего города, поискать в интернете какие бывают хобби. Откройте онлайн-карты и посмотрите, что есть вокруг: спортзалы, бассейны и йога-студии, спа салоны, массажные кабинеты, кафе и рестораны, кино и театры, танцевальные и вокальные студии, парки и библиотеки, магазины, связанные с хобби. Дойдите до этих мест пешком или посмотрите их сайты - что эти места предлагают. Если вы живете в большом городе, то вокруг много всего, изучайте свой район и город. Размышляя о том, чем заняться в выходной, можно изучить и соседние населенные пункты. Посвятите этому исследованию пару недель: важно по-новому сориентироваться в вашем районе, городе, увидеть то, на что вы не обращали внимания и что не приходило в голову.
Как выбрать из меню? Часто в начале неделе у людей больше сил, в субботу часто их нет совсем, а в воскресенье уже есть, подумайте, как у вас, и ориентируйтесь на это при выборе из меню. Также важно задуматься, от чего вы устали. В отдыхе не должно быть тех элементов (или их должно быть существенно меньше), от которых вы обычно устаете. Например, если ваша работа связана с общением с людьми, то отдыхать можно в одиночестве или в компании одного человека. Если основу вашей деятельности составляет интеллектуальный труд, то можно выбрать что-то физическое и наоборот. Если работа - это рисование, то занимайтесь в свободное время чем-то другим: при выборе важно уделять внимание изменению типа деятельности.
Упражнение “Меню отдыха”:
- Сделайте альбомную таблицу с тремя столбцами: “перерыв”, “вечер”, “выходной”.
- 20 минут - перерыв в деятельности. Составьте список из занятий, которыми можно позаниматься двадцать минут. Сначала напишите те короткие занятия, которые вы и так делаете, потом добавьте 10, которые вы еще не пробовали.
- 2 часа - вечер после работы. Составьте список из занятий, которыми можно заниматься полтора-два часа. Сначала напишите те занятия, которые вы и так делаете, потом добавьте 10, которые вы еще не пробовали.
- 8 часов - выходной день. Составьте список из занятий, которыми можно заняться в выходной день. Сначала напишите, чем вы обычно занимаетесь в выходной, потом добавьте еще 10 новых вариантов.
- Оставьте в каждом столбце еще 10 строк, чтобы была возможность что-то дописать.
- Распечатайте меню. Или другим способом создайте его материальную копию.
- Обращайтесь к меню раз в неделю, желательно в выходной, и планируйте досуг на неделю вперед. А на неделе проверяйте, насколько подходящий отдых вы запланировали и меняйте его в случае необходимости.
- Наслаждайтесь!