Я, как гештальт-терапевт, следую этическому кодексу, опубликованному на сайте Московского Гештальт Института (https://gestalt.ru/ethics/).
Кодекс профессиональной этики гештальт-терапевта
Сегодня можно уверенно сказать, что в нашей стране сложилось сообщество профессиональных гештальт-терапевтов, специалистов, прошедших соответствующую подготовку и занимающихся профессиональной психотерапевтической деятельность. Значит, возникла потребность в проговаривании или прописывании определенных этических норм, которыми руководствуются гештальт-терапевты в своей профессиональной деятельности.
Кодекс профессиональной этики — это свод внутренних правил профессионального сообщества гештальт-терапевтов, который определяет рамки профессиональных отношений между терапевтом и клиентом, между терапевтом и группой, между терапевтом и супервизором, терапевтом и терапевтом, терапевтом и обществом.
В основе этих отношений лежат:
- утверждение одинаковой ценности каждой личности
- признание уникальности каждой личности, независимо от расовых, этнических, религиозных, половых и возрастных различий,
- признание значения автономии и саморегуляции личности в контексте межличностных отношений.
Основные положения.
Компетентность. Гештальт-терапевт определяет задачи психотерапии исходя из тех своих знаний, умений и навыков, которые необходимы для поддержки процесса развития личности клиента. В том случае, если терапевт не обладает необходимыми профессиональными знаниями или навыками, он обращается за помощью и сотрудничеством к соответствующим специалистам, коллегам или супервизору. Гештальт-терапевт осознает свои ограничения и работает в направлении повышения своей профессиональной компетентности.
Отношения терапевта с клиентом являются профессиональными отношениями, которые регулируются устным или письменным договором, целью этих отношений является поддержка процесса развития клиента. Терапевт несет ответственность за поддержание профессиональных границ, стремиться избегать отношений с клиентом вне терапевтических сессий (сексуальных, дружеских, профессиональных), не привносит в терапевтические сессии тематики, касающейся личной жизни терапевта, избегает работы с родственниками, друзьями, коллегами, с которыми находится в иерархических отношениях в рамках организации или проекта.
Конфиденциальность. Конфиденциальность является необходимым принципом гештальт-терапии, гештальт-терапевт не разглашает информацию о жизни клиента. При необходимости супервизии он не пользуется настоящим именем клиента и легко узнаваемыми деталями. Терапевт организует работу так, чтобы конфиденциальность была максимально обеспечена.
Контракт терапевта с клиентом — продукт информированного согласия между ними, заключается устно или письменно. В контракте определяется предмет работы (индивидуальная, групповая, семейная терапия, терапия отношений). Контракт содержит указания на условия режима работы, количество встреч, оплаты, порядка отмены и пропуска сессий, отпуска и перерывы в сессиях, условия супервизии, порядок завершения работы, особенности контакта с психиатром, отношения с родственниками клиента, особые ситуации. Контракт содержит понятные и разделяемые клиентом цели терапии. Клиенту доступна информация о подготовке и квалификации терапевта. В ходе работы контракт может пересматриваться на основе взаимного согласия.
Реклама работы гештальт-терапевта дается в открытой и прямой форме, не пользуется сравнениями и обесцениванием чужой работы, не содержит сравнений.
Безопасность. Терапевт обеспечивает безопасность, конфиденциальность и приватность во время сессий. Терапевт организует удобно пространство для работы. При построении терапевтического эксперимента терапевт выбирает методы, неразрушающие клиента. Терапевт заботится о том, чтобы по окончании сеанса клиент был в состоянии адекватно воспринимать реальность. Терапевт не использует клиента в личных интересах и целях. Терапевт заботится и о собственной безопасности во время сеанса.
Завершение отношений. Процедура завершения отношений между терапевтом и клиентом оговаривается в контракте. Отношения завершаются по обоюдному согласию между терапевтом и клиентом. Если клиент прерывает терапию до момента завершения, терапевт анализирует причины ухода и сообщает клиенту в удобной форме. Конфиденциальность по отношению к клиенту сохраняется и после окончания работы. Терапевт старается избегать личных отношений с клиентом и после завершения работы.
Исследовательская работа может проводится гештальт-терапевтом с ведома и согласия клиента. Результаты исследования докладываются анонимно и обобщенно, с соблюдением норм конфиденциальности по отношению к клиенту.
Особые обстоятельства.
Конфиденциальность может быть нарушена, если состояние клиента представляет опасность для него самого или для других людей. При серьезных психических нарушениях для терапевта возможно предоставление необходимой информации психиатру.
Программа подготовки гештальт-терапевтов производится на основании договора с соблюдением норм конфиденциальности и безопасности.
Жалобы и протесты клиента рассматриваются Этической Комиссией и Обществом практикующих психологов «Гештальт-подход». Адрес этической комиссии: ethic.gestalt@gmail.com